Мы разработали новую схему Московского метро, которая показывает транспортную систему через десять лет.
В городе заработают три новых диаметра , откроются две сквозные радиальные линии и замкнётся Большая кольцевая линия .
Дизайн схем метро менялся вместе с развитием метрополитена.
Долгие годы в основе графики схемы лежала логика «кольцо и радиусы»: центр с пересадками внутри Кольцевой линии и расходящиеся от неё линии-радиусы, которые за границей кольца упрощались до списка станций.
С 2010-х годов станции метро стали активно строиться за пределами центра. В систему метрополитена вошли наземные железнодорожные линии. Усложнение транспортной сети потребовало поиска принципиально новых решений для схемы, поскольку текущая версия перестала отражать реальную географию города.
Схема метро 2030 показывает транспортную систему города географично.
Линии выходят за границы МКАД и идут к подмосковным городам, поэтому МКАД стал важным акцентом схемы — это граница основной части города. Контур МКАД помогает проще ориентироваться по схеме и рассчитывать время поездки.
Рисунок реальной географии линий выглядит как клубок ниток, в котором очень сложно разобраться. В схеме мы расплели все сложные пересечения в центральной части города и схематично изобразили изгибы линий на окраинах. Такой подход, с одной стороны, помогает разобраться в очень сложной транспортной системе, с другой — позволяет лучше ориентироваться и сопоставлять карту города со схемой.
Кольцо — привычная форма для схемы Московского метро. Москва развивается в логике колец — Бульварного, Садового, МКАД и Кольцевой линии метро.
МЦК и Большая кольцевая линия не вписываются в привычную московскую логику. Два новых кольца смещены относительно центра города и пересекают друг друга. В этом и скрывается основная сложность разработки новой схемы.
Кольцевая линия — это, в первую очередь, замкнутый пересадочный контур. Он может быть любой формы. Например, на лондонской схеме метро кольцевая линия (Circle line) своей формой напоминает бутылку, и эта форма хорошо запоминается.
Во время разработки схемы мы проработали множество вариантов для новых кольцевых.
При выборе формы мы учитывали три требования. Схема должна быть: равномерной (без пустот и плотных мест), удобной в использовании и узнаваемой за счёт формы кольцевых.
Мы оставили круглой историческую Кольцевую линию , но новая кольцевая и стали шестиугольной формы. Такой подход позволил лучше всего учесть перспективу дальнейшего развития метро. Шестиугольники стали основой для применения редкой, но графически элегантной сетки с шагом угла в 60°.
Графическая сетка — это невидимые направляющие, по которым строится рисунок. Они формируют композицию.
С 80-х годов в официальной схеме Московского метро используется сетка в 45° — это самый популярный приём в дизайне схем во всём мире. В 1931 году Гарри Бек спроектировал для Лондона первую схему с сеткой 45°. С тех пор этот принцип формирования сеток для транспортных схем стал стандартом.
Для новой схемы метро мы использовали совершенно новый подход к сетке. Вместо четырёх осей под 45°, формирующих рисунок схемы, мы используем только три оси под 60°. Такая сетка позволяет сформировать элегантные и приятные глазу изгибы линий.
В Москве с 2015 года обновляется дизайн городской навигации. Все уличные и станционные носители для схемы метро стали круглыми, а классический прямоугольный формат остался в вагонах.
В основу новой схемы легли именно круглые носители; тем не менее, схема легко адаптируется под прямоугольные форматы.
Обозначение пересадки между станциями — один из важнейших элементов транспортной схемы.
На ранних схемах Московского метро пересадки обозначали с подсказками-стрелками, подсвечивая возможность перейти с одной станции на другую.
С годами графика стала упрощаться. С 2013 года пересадки обозначаются «гантелями» — спаренными кольцами с градиентными переходами между цветами. Это хорошо работает в условиях небольшого количества пересадочных узлов.
Усложнение транспортной системы требует более контрастного решения для узловых станций. Для этого мы разработали новый дизайн пересадки — «пилюлю». За счёт контрастной обводки места пересечения линий на схеме считываются намного лучше.
Большая кольцевая линия пересекает почти все существующие линии метро и создаёт новый контур пересадок. Чтобы его было легко узнать на фоне цветных линий, мы предлагаем сделать Большую Кольцевую антрацитовой — почти чёрной, но чуть менее насыщенной. Это придаст новому пересадочному контуру необходимую контрастность на фоне других линий.
Антрацитовый выбран по аналогии с коричневой Кольцевой линией — контрастный тёмный цвет для пересадочных контуров. В текущей официальной схеме у Большого кольца — бирюзовый цвет , в продолжение некогда существовавшей Каховской линии. Этот цвет был присвоен линии давно, на тот момент линий было не так много, и при выборе цвета не учитывалось активное развитие сети. Антрацитовый выделяется на фоне остальных линий больше, чем бирюзовый, что поможет проще планировать пересадки.
Выбор цветов для линий транспортной системы — сложный процесс, потому что нужно учитывать перспективы развития. Несколько лет назад мы провели исследование по цветовому кодированию диаметров и разработали набор цветов, которые ранее не использовались на схеме метро и хорошо выделялись на фоне существующих линий.
Мы предлагаем упростить сложные названия «Московское центральное кольцо» и «Московские центральные диаметры». МЦК и МЦД объединяет их железнодорожная история, поэтому они могут стать частью единой системы наземного метро: Кольцо и Диаметры — и .
Линия МЦК после открытия получила номер как новая линия метро. Мы предлагаем присвоить МЦК графический знак , визуально связанный со знаками диаметров. А цифру 14 освободить для нумерации новых подземных линий.
Схема метро 2030 — это наш взгляд на город, когда сомкнётся Большое кольцо . Этой работой мы решили начать дискуссию о будущих графических решениях московской айдентики.
Идея сделать московскую схему появилась после успешного проекта создания схемы парижского метро. Многие графические решения, придуманные для Парижа, помогли создать схему для Москвы.